Создание комфортных условий, а также освещения территории – основная задача каждого владельца недвижимости. В этой связи знание такого показателя, как расстояние между столбами освещения, позволяет грамотно и с требуемой экономией обеспечить оптимальные условия подъезда и прохода к дому. Однако при реализации подобного проекта необходимо учитывать ряд особенностей, связанных с соблюдением расстояний между фонарями.
Важные нюансы размещения столбов освещения
Содержание
В целях организации освещения в темное время используются уличные фонари, которые крепятся на опорах. В качестве материалов для их создания в зависимости от личных предпочтений чаще всего применяется железобетон, бетон и дерево.
Несмотря на то, что расстояние между осветительными столбами – важнейшее значение, в ходе выполнения работ важно понимать предназначение опорных конструкций. Таковые в своем составе имеют следующие составные части:
- Основной удерживающий элемент, представляющий собой стальную прожекторную мачту. Выяснить, какое расстояние является наиболее оптимальным, не представляет сложности. Высота варьируется в зависимости от функций и места размещения столбов освещения. Чаще всего для организации освещения этот показатель складывается с учетом количества опор электропередачи в населенном пункте и подбирается так, чтобы ниспадающие световые лучи формировали пересекающиеся между собой конусы.
- Столбы с распределительными лючками. Эти приспособления размещаются в верхней части опор. Они различаются по виду, форме и мощности. В ходе монтажа таких деталей важно учитывать место предполагаемой установки. Так, если планируется создание иллюминации для транспортных дорог с радиусом поворота, то целесообразнее использовать мощные приборы. В случае применения для освещения пешеходных зон или подхода (подъезда) к дому рациональнее воспользоваться умеренными декоративными источниками с меньшей высотой опорных столбов.
Важной особенностью при определении дистанции между опорами освещения является обязательный учет размещения на таких конструкциях дополнительного оборудования.
Это обусловлено тем, что очень часто столбы с фонарями применяются и в качестве удерживающих элементов различных проводных линий: телефона, ЛЭП и пр.
В такой ситуации расстояние между опорами уличного освещения обязательно должно составлять несколько большие значения, чем установленные нормами.
Параметры расстояний при расчете согласно ГОСТу и нормам СНиП
Согласно требованиям СНиП и ГОСТа дистанцию между соседними опорами принято называть пролетом. Если планируется устанавливать столбы освещения вдоль дорог, то этот показатель в зависимости от мест расположения фонарей необходимо устанавливать на основе следующих параметров:
- требуемого уровня света;
- числа, типа и мощности фонарей, установленных на одной мачте;
- необходимой высоты.
С учетом перечисленных особенностей следует понимать, что минимальным расстоянием между опорами освещения признано 35 м. При этом данный показатель относится именно к мачтовым конструкциям, а каких-либо требований к установке светодиодных лент на определенных частях улиц не предъявляется.
От дороги расстояние определяется с учетом наличия бордюра (от крайнего положения земли – начала дорожного полотна или от бордюра).
В парках, на городских аллеях, как правило, невысокие светильники устанавливаются на расстоянии не менее 3 метров друг от друга. Этот параметр не является нормативным и зависит только от мощности осветительных приборов.
Дополнительные значения удаленности от опор
При определении оптимальной длины пролета важно брать во внимание и необходимые промежутки до объектов архитектурного и дорожного строительства, в частности, расстояние от дороги до опоры с учетом характеристик проводов ОСТ.
Числовые показатели таких параметров также регламентируются требованиями руководящих документов, и наиболее распространенные из них представлены в таблице.
№ п/п | Наличие бордюра | Тип объекта | Минимальное расстояние от опоры, м |
1. | Да | Магистральная дорога | 1 м |
2. | Да | Остальные виды дорог | 0,5 м |
3. | Нет | Все типы трасс | 1,75 м |
4. | Нет | Не предназначенные для крупного автомобильного движения дороги | 0,3 м |
5. | Нет | Балкон, окна жилых домов, металлоконструкции, металлические рамы | 1 м |
Кроме представленных характеристик, технической документацией также закреплен показатель интенсивности и загруженности дорожных трасс, относящийся и к установкам транспортных развязок.
Значения такового для разных объектов с учетом устанавливаемых ламп или светодиодов представлены в таблице.
№ п/п | Уровень загруженности, чел./час | Нормы освещенности дорог, люксы |
1. | 3000 и выше | 20 и более |
2. | 2500–3000 | 15–20 |
3. | 1000–2000 | 10–15 |
4. | 500–1000 | 8 |
5. | до 500 | 4 |
Стремясь к соблюдению приведенных требований, в ряде случаев при определении расстояния не всегда получается выдержать предписанные нормы. Это обусловлено тем, что смещение одного из столбов может коренным образом изменить потоки света и вызвать необходимость пересчета промежутков.
ГОСТ в городе предусматривает оптимальные значения такого показателя, как высота осветительных конструкций, с учетом движения городского транспорта в 20 м. При этом перед началом монтажа столбов освещения необходимо также продумать возможность последующего обслуживания.
Расчет основных параметров
Перед установкой фонарных опорных элементов нужно следовать пути предварительного вычисления и измерения, для чего устанавливаются:
- одинаковая дистанция между всеми столбами или опорами освещения;
- расстояния каждой мачты прожекторной от иных объектов.
В последнем случае существенным образом изменить промежутки не получится ввиду четкого их закрепления нормативными документами. С длиной пролета между столбами ситуация иная – таковая может изменяться на несколько метров, что связано со следующими факторами:
- предполагаемой мощностью и высотой размещения светильника;
- количеством устанавливаемых на столбе приборов освещения.
Перед проведением расчета параметров размещения осветительных опор целесообразнее всего с учетом конкретных правил установки опор ЛЭП и существующих объектов предварительно узнать необходимые дистанции, после чего набросать план строительства.
При разработке этого документа следует исходить из того, что расстояние между столбами устанавливается соответствующими правилами и составляет 35 м.
Целесообразность проведения точных расчетов
Точные расчеты расстояний и установка фонарных столбов – не прихоть законодателя, а выверенные показатели, выявленные на основе опыта строителей. Правильное вычисление этого значения как от объектов, так и между столбами освещения позволяет:
- сократить число аварий;
- обеспечить безопасность передвижения в пешеходных зонах;
- создать благоприятные условия освещенности в ночное время;
- снизить уровень преступности.
Знания требований нормативных документов и того, на каком расстоянии стоят столбы освещения, в совокупности с правильной подготовкой будут способствовать обустройству грамотной иллюминации на участке собственника, а также наружной подсветки на прилегающей территории.