Расстояние от АЗС до жилого дома – вариабельный параметр СНиП и СанПиН, нормы которых регламентированы в нормативных разработках НПБ 111-98* по противопожарной безопасности. Несмотря на официальный статус действующего документа, он применяется добровольно, то есть, как и большинство СНиП, рекомендательно. Правильное размещение сооружений АЗС и газовых заправок относится к мерам безопасности и необходимой защиты человека от потенциальных рисков. Это еще и природоохранные мероприятия, забота о сохранности человеческого жилья, жилых домов, общественных зданий и сооружений.
Нормативная и правовая основа
Содержание
Расстояние от жилого дома или общественного здания до АЗС – норма, утвержденная на федеральном уровне. Любое государство разрабатывает стандартизирующие документы, целью которых является установить минимальное расстояние от потенциально опасных построек и зданий.
К автозаправочным станциям, размещенным в населенных пунктах, предъявляются особые нормы удаленности от жилых домов и общественных зданий, призванные устранить потенциальные риски возгорания, взрыва, необратимого загрязнения земельных участков.
Официальные нормативы в размещении АЗС приняты на основании Федерального Закона от 22.07.2008 № 123, озаглавленного «Технический регламент о требованиях противопожарной безопасности» и Федерального Закона 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Пункт 4, статья 16.1 предусматривает, что противопожарные расстояния от любых зданий могут считаться достаточными, если в них на добровольной основе соблюдаются жизненно важные регламенты и ограничения. В статье приводится перечень документов, соблюдение которых является достаточным для отсутствия претензий к размещению. Несмотря на то, что они не входят в состав законодательных постановлений, а являются стандартами или сводами правил, указанное расстояние следует непременно соблюдать.
Нормы и правила
Требования к противопожарным расстояниям от заправок до жилых домов и зданий различных типов определяют на основании:
- технического регламента о требованиях пожарной безопасности;
- СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»;
- НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», хотя и являющийся руководством для добровольного применения, но утвержденный Приказом МЧС ГУГПС России и согласованный с Госстроем России.
Нормы, обозначенные во втором документе, иногда указываются как выполняемые по требованию заказчика. Однако его статус обозначен как действующий, на основании правоустанавливающих документов, а это значит, что он обязателен в случаях, когда это не противоречит требованиям Закона (Технического регламента).
Избирательность отбора участков для подобного строительства осуществляется на основании НПБ 02-93, а определение дозволенного минимума до сих пор регламентируется согласно категориям, рекомендованным в своде норм и правил СП 42.13330.2011 (ранее СНиП 2.07.01-89).
Выбор места для постройки
В НПБ 02-93 указаны обязательные условия возведения сооружений АЗС, они непременно учитываются в планировании постройки. Их соблюдение обеспечивает Градостроительный кодекс, согласно которому любое строительство в населенных пунктах следует осуществлять только после согласования плана размещения с надзорными органами:
- Располагать заправки (АЗС) рекомендуется с определяемой по годовой розе ветров подветренной стороны от жилого массива, постройки любого назначения, включая производственные здания и общественные сооружения.
- АЗС запрещено строить на плавучих средствах, транспортных артериях с интенсивным движением, в непосредственной близости или прямо под ними. При планировке на территории автозаправки дополнительных сооружений или приспособлений непременно учитывается потенциальная вероятность растекания жидкого топлива в аварийных ситуациях.
- Это же положение обязывает предполагать вероятность подобных происшествий за обозначенной границей автозаправки. Наземное покрытие на въездной и выездной зоне АЗС выполняется с возвышением не ниже 0,2 м, альтернативным вариантом может быть сооружение дренажных лотков, цель которых – накопление загрязненных продуктов в сооружения для очистки от примесей.
Минимальная удаленность в осуществлении планировки непременно диктуется нормативами.
При этом учитывается не дистанцирование от общих границ, а дальность от других объектов, в том числе жилых и нежилых.
Все это – пределы безопасного функционирования АЗС, выполнение которых необходимо для обеспечения безопасного существования людей и близко расположенных зданий. Ограждение для своих пределов заправочная станция может иметь только продуваемое, изготовленное из трудновозгораемых материалов, с предусмотренным независимым въездом и выездом на случай эвакуации.
Минимальная удаленность согласно нормам
Определить, какое удаление в метрах должно обязательно соблюдаться, можно, изучив нормативные документы. Нормы расстояний между АЗС и жилыми домами отличаются не только в зависимости от типа сооружений, реализуемого горючего или газа, но и от типа хранения жидкого, бензинового топлива. Также существует разница от использования надземных или подземных резервуаров в оборудовании заправки, от их многокамерности или однокамерности, наличия защитной двойной перегородки.
Построить автозаправку с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива разрешено только при удаленности на 25 м от жилых домов.
Аналогичные многокамерные надземные резервуары (со специальной усиленной перегородкой для разграничения камер) бывают двух модификаций. Разновидность «А» – если емкость топливных танков для хранения топлива более 20 кубов, в то время как «Б» применяют, когда эта цифра не превышена.
- Для типа «А» предельное расстояние составляет 50 м, тип «Б» не может превышать в расстоянии до здания допустимые 40 м. Они не могут находиться ближе 50 м к местам массового скопления людей, и 20 м – к дорогам первых трех автомобильных категорий, простым гаражам, автомобильным стоянкам, маршрутам горэлектротранспорта, к канализации и водонапорным станциям, не имеющим к ним отношения.
- Расстояние от АЗС до общественных зданий рекомендуется учитывать от межи одного сооружения до условной границы территории общественного здания.
- Для заправок с однокамерными наземными резервуарами требования строже из-за предусмотренного оборудования. Для варианта «А» строительными требованиями предусмотрена удаленность в 100 м от детских дошкольных учреждений, клиник, поликлиник и больниц, общеобразовательных школ, других значимых функциональных сооружений. Модификацию «Б» можно дистанцировать не ближе 50-метровой удаленности.
- Газовую заправочную станцию с использованием СУГ размещают в 60 м, сжатые газы хранятся с требованиями менее жесткими, достаточно 35 м. Те же требования относятся и к многотопливным функционалам.
- Отсутствие аварийных резервуаров или применение емкостей с одной стенкой требует удаления АГЗС с подземными резервуарами минимум на 100 м. При использовании наземного оборудования необходима дистанция в 300 м, чтобы при потенциально возможном взрыве не пострадали окна квартир в новостройках, расположенных неподалеку.
В заключение
Оборудование санитарных разрывов между зданиями, сооружениями населенного типа и заправкой направлено для защиты прав населения на экологическую безопасность.
Но требование, чтобы безопасные расстояния соблюдались и не использовались любым способом, включая высадку зеленых насаждений, относятся уже к мерам противопожарной безопасности.
Существуют специально разработанные нормы расстояний, направленные на обеспечение сохранности жизни и здоровья в первую очередь населения, а во вторую – зданий и построек. И если какие-то из предписаний не соблюдаются, у жителей окружающего микрорайона или населенного пункта есть полное право требовать соблюдения закона.