Ширина велодорожки должна соответствовать нормам СНиП (СП) и ГОСТу. Этот вопрос регламентируется достаточно жестко. Прочитав статью, вы узнаете, какой должна быть ширина велосипедной дорожки по нормативным документам. Также мы расскажем о других нормах проектирования велотрасс.
Где можно строить велодорожки
Содержание
- 1 Где можно строить велодорожки
- 2 Минимальная ширина велодорожки в парке по СНиП (СП)
- 3 Нормативы расстояния до других объектов
- 4 Зоны пересечения с автодорогами
- 5 Правильное нанесение разметки для велодорожки
- 6 Нормативы для велосипедных стоянок
- 7 Правила движения по дорожкам для велосипедистов
- 8 Заключение
Нормы для проектирования и строительства велосипедных трасс определяют:
- СП 34.13330.2012 (ранее СНиП 2.05.02-85).
- СНиП II-К.3-62.
- ГОСТ 33150-2014.
- СП 42.13330.2016 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89).
- ВСН 25-86.
Велосипедные дорожки могут идти вдоль пешеходных тротуаров или отдельными маршрутами.
Возможно строительство велосипедных дорог в зеленой зоне: городских парках и лесопарках. Можно строить велотрассы на набережных у рек и морей. Их ширина определяется нормами.
Варианты строительства велодорожек:
- Отдельным дорожным маршрутом.
- У основания земляных насыпей.
- На искусственных насыпях – бермах.
На автодорогах могут быть выделены отдельные полосы для движения велосипедов. Их ширина определяется по СП (СНиП), а также ГОСТу. Потребность в дополнительной полосе возникает, если по дороге проезжает более 100 велосипедистов за час. Интенсивность трафика должна быть до 150 автомобилей за 1 час и до 2000 машин за 24 часа.
Однополосные трассы рекомендовано строить на наветренной обочине. Двухполосные – по обеим сторонам автострады. (Это рекомендации, а не правила.)
Высота бордюра, который отделяет велодорожку от автомобильной трассы, составляет 20–25 см. При строительстве разделительной полосы ее ширина должна быть 0,7–1,5 м.
Велосипедная дорожка на тротуаре может быть обособленной или доступной для пешеходов. Маршруты второго типа называют велопешеходными. Ширина подобной дорожки принимается от 4 м.
Минимальная ширина велодорожки в парке по СНиП (СП)
Размер велосипедной дорожки зависит от интенсивности трафика. Строительные нормы и ГОСТ, регламентирующие ее ширину, представлены ниже в таблице.
Конструкция велодорожки | Ширина велодорожки по ГОСТу (м) | |
В стесненных условиях | При строительстве с нуля | |
Односторонняя и однополосная | 0,75–1 | 1–1,5 |
Односторонняя и двухполосная | 1,5 | 1,75–2,5 |
Двухсторонняя и двухполосная (для встречного движения) | 2 | 2,5–3,6 |
Минимальная ширина велосипедной трассы составляет 0,75 м. Это предельный минимум по ГОСТу 33150-2014, определяющий допустимый размер полосы.
Велосипедная дорожка двухполосная должна быть равна или шире 1,5 м. Двустороннее движение допускается при интенсивности трафика до 70 велосипедов за 1 час. Стоит отметить, что нормативную ширину трассы необходимо строго соблюдать согласно ГОСТу.
Нормативы расстояния до других объектов
В парках по СНиП (СП) регламентируется не только ширина велосипедных трасс. Также нормами определены минимальные дистанции между обособленными велодорожками и прочими объектами (в метрах):
- Тротуар – 0,5.
- Кромка автодороги – 0,75.
- Деревья – 0,75.
- Автомобильная парковка – 1,5.
- Остановка любого вида транспорта – 1,5.
Нормативы строительства велодорожек обеспечивают безопасность велосипедистов.
Они снижают риск получения серьезной травмы при потере управления и падении с велосипеда. Правила проектирования велосипедных дорожек обеспечивают и безопасность пешеходов. Ширина данных дорожек является важным показателем.
Когда велодорожка пересекает водную преграду в парке или лесопарке, необходимо строительство моста. Высота ограждений на мосту через канавку, ручей или овраг должна быть от 1,3 м вне зависимости от ширины переправы.
Зоны пересечения с автодорогами
Перекрестки должны располагаться на прямом участке обоих маршрутов. Это должна быть зона с хорошей видимостью и минимальным наклоном. В местах пересечения устанавливаются дорожные знаки согласно ПДД.
На перекрестке велодорожки с автомобильной трассой должен быть установлен светофор. Зона пересечения дорог должна хорошо освещаться фонарями. Длина освещенного участка трассы должна быть от 60 м.
Для пересечения крупной автомобильной трассы может быть оборудован надземный путепровод. Он предназначен для пешеходов и велосипедистов, идущих пешком. Ширина путепровода – не менее 4 м. Высота над трассой – от 2,5 м. Лестницы должны быть оборудованы наклонными пандусами для велосипедов и колясок.
Правильное нанесение разметки для велодорожки
Велосипедная дорожка в парке должна быть построена из асфальтобетона, цементобетона или другого каменного материала. Для строительства допускается применение гравия, грунтощебня, кирпичного боя, шлака и горелых пород. На современные велодорожки наносят модульное или бесшовное покрытие из резиновой крошки.
Трасса для велосипедистов обозначается:
- разметкой тротуара;
- дорожными знаками;
- ограждениями (только на автодорогах);
- высотой рельефа – поднятием уровня полотна.
Поверхность велодорожки обрабатывается вяжущими составами. Они уменьшают скольжение, снижают вероятность аварийных ситуаций.
Когда велосипедная дорожка идет параллельно пешеходной или автомобильной трассе, она выделяется цветом. Если между двумя дорогами есть расстояние, оно заполняется газоном, клумбами, кустарниками, посадками деревьев.
Для окрашивания и разметки велосипедных дорожек нежелательно использовать термопластик. Во время дождя он становится скользким.
Старый пластик с трудом удаляется с полотна при обновлении разметки. Остатки старого пластика формируют рельеф, который ухудшает управление велосипедом.
Тонкости
Современные технологии позволяют окрашивать асфальт на стадии его изготовления. Для этого в раствор добавляют пигменты. Альтернативой термопластику являются и стойкие краски, которыми можно окрашивать асфальт.
На полотно наносят изображения велосипедов. Расстояние между двумя рисунками должно быть от 100 до 150 метров. В зоне пересечения велосипедных и пешеходных дорожек наносится зебра или изображение человека.
На велодорожках не допускается размещение желтых рельефных плит. Подобные плиты служат для ориентации слепых и слабовидящих людей. Укладывать рельефные плиты нужно на тротуаре в зоне перехода.
Нормативы для велосипедных стоянок
В парках и лесопарках могут быть оборудованы стоянки для велосипедов. Велостоянки следует размещать у заведений общественного питания, мест кратковременного отдыха людей.
Нормативы расстояний для парковки велосипедов:
- интервал до ближайшей стены – 0,6 метра;
- боковая дистанция между стойками – 0,76 м;
- расстояние между параллельными стойками – 1,2–2,6 метра.
В парках чаще всего организуют открытые стоянки. Они сформированы одной или несколькими стойками. Велосипедные стойки могут быть закрыты навесом от дождя. Но это не обязательное условие для организации стоянки.
Правила движения по дорожкам для велосипедистов
Велодорожки предназначены для пользователей старше 14 лет. Дети до 7 лет должны ездить по тротуарам даже там, где есть велодорожка.
Это ограничение установлено для безопасности детей и выравнивания скорости потока. У детей в возрасте от 7 до 14 лет есть право выбора маршрута: велосипедная трасса или тротуар.
На дорожках велосипедистам рекомендуется держать дистанцию 0,8–1 м.
Дистанция упрощает обгон и делает маневры безопаснее при ограниченной ширине трассы. По велодорожкам нельзя перевозить грузы шириной более 1 м.
Водителям мопедов разрешено пользоваться велодорожками. При маневрах у велосипедистов есть преимущество перед водителями мопедов согласно ПДД. Все участники движения обязаны пользоваться светоотражающими элементами в темное время суток.
Заключение
Проектирование и строительство велодорожек ограничено строгими нормативами. Соблюдение установленных норм ширины подобных трасс обеспечивает безопасность велосипедистов и пешеходов.
СНиП (СП) о велодорожках регламентирует правила их проектирования и строительства достаточно четко. Ширина велосипедной трассы является в данном случае одним из основных нормативных показателей, учитывающих требования ГОСТа.